Влияние поведенческих факторов на ранжирование сайта в Яндексе и Google

Влияние поведенческих факторов

Ваш сайт всё ещё не в ТОПе – возможно, вы не уделяете внимание поведенческим факторам. В статье рассмотрим их подробнее. Разберём принципы работы поисковых алгоритмов, расскажем, как повысить взаимодействие пользователей с сайтом, чтобы улучшить ранжирование ресурса.

Оптимизация и продвижение сайта в поисковых системах включает в себя работу с поведенческими факторами (ПФ). Дело в том, что поведение пользователей отслеживают поисковики и на основании этого делают выводы о качестве ресурса, понижают или повышают позиции в выдаче. Сейчас ПФ очень важны, если показатели низкие, то можно не надеяться на хорошее ранжирование в поисковых системах и эффективное SEOпродвижение.

Какие бывают ПФ?

Рассмотрим важные критерии, которые оказывают влияние на поведенческие факторы:

    1. Кликабельность сниппета (CTR). На поисковый запрос система выдаёт список релевантных страниц, каждый пункт содержит ссылку и сниппет (краткое описание документа). Привлекательное описание больше способствует кликабельности: пользователи кликают и переходят на страницы, сниппет которых их заинтересовал.  Рассчитывается CTR исходя из соотношения числа кликов и общего количества показов в поиске.
    2. Время на сайте. Поисковые боты считают полезными ресурсы, на которых посетители проводят много времени. Многое, конечно, зависит от специфики проекта, некоторые сферы вообще не попадают под это правило. Например, быстрое оформление заявки на портале службы такси будет, наоборот, считаться плюсом. Алгоритмы ориентируются на площадки схожей тематики: собирают статистику и сравнивают показатели.
    3. Отказы. Пользователи быстро покидают площадки, которые не соответствуют их ожиданиям. Роботы это «видят» и делают выводы. Полностью избежать отказов невозможно, но нужно стремиться к их уменьшению. Поисковики по-разному определяют показатель отказов: Яндекс считает отказом сеанс до 15 секунд, Google – просмотр всего одной страницы.
    4. Глубина просмотра. Это количество документов, которые просмотрел пользователь за одно посещение. Чем больше внутренних переходов, взаимодействий с кнопками и ссылками, тем лучше. Алгоритмы считают, что ресурс не просто привлек посетителя красивым сниппетом, но действительно оказался полезным и интересным. Конечно, для одностраничников глубина просмотра не учитывается, т.к. она всегда будет низкой.
    5. Возвращение. Роботы считают качественными сайты, на которые посетители возвращаются вновь, особенно, если адрес был сохранён в закладках.

Все эти поведенческие факторы можно отследить в Яндекс.Метрике и Google Analytics. Обращайте внимание на показатели с разных устройств, это позволит отследить недоработки мобильной или десктопной версии. Например, если отказов с мобильных устройств поступает больше, чем с компьютеров, можно сделать вывод – просматривать ресурс со смартфона неудобно.

Влияние поведенческих факторов

Алгоритмы Яндекса и Google

Действия пользователей система отслеживает через Google Analytics и Яндекс.Метрику, даже если владелец веб-площадки  не подключил её к этим сервисам. Кроме этого, многие браузеры автоматически передают боту данные о поведении «юзеров», различные надстройки и плагины тоже собирают подобную информацию. Сведения анализируются и интерпретируются в соответствии со спецификой проекта, – учитываются только те факторы, которые важны для конкретного типа сайта.

Алгоритмы, анализирующие ПФ, появились давно и с каждым годом совершенствуются. Например, в 2016 году Google запустила технологию Mobile First Indexing, благодаря которой приоритет в поисковой выдаче отдаётся порталам, оптимизированным под мобильные устройства. Связано это с тем, что количество мобильных пользователей растёт, и неадаптированные сайты получают много отказов. Есть и другие сложные алгоритмы. В мае 2021 года ожидается выход технологии Page Experience, которая позволит системе анализировать метрики, влияющие на то, как воспринимают посетители веб-страницу.

Яндекс тоже «напичкан» подобными программами. К тому же в 2018 году в этой системе появились специальные знаки: «выбор пользователей», «популярный сайт». Такое нововведение указывает на значимость поведенческих факторов для поисковиков. Алгоритмы стремятся обеспечить качественную выдачу, поэтому поощряют полезные и интересные для людей веб-площадки.

Когда пользователи часто кликают по сайтам, расположенным на нижних позициях, поисковик считает их более релевантными запросу, чем ресурсы из ТОП-3, поэтому повышает в выдаче. И, наоборот, если сайт оказался наверху, но кликабельность по нему низкая, то позиции будут постепенно понижаться.

То же самое с активностью: если посетители просматривают несколько страниц, проводят много времени, возвращаются из закладок, то система учитывает такую заинтересованность и отдаёт приоритет ресурсу в выдаче. 

Алгоритмы Яндекса и Google

Работаем над поведенческими факторами

ПФ оказывают значимое влияние на продвижение сайта в поисковых системах, поэтому с ними нужно работать. Некоторые «сеошники» используют инструменты накрутки. Мы не рекомендуем этого делать, т.к. это опасная практика. За накрутку можно попасть под бан на несколько месяцев, в течение этого времени вы не сможете получать клиентов из интернета.

Советуем использовать естественные способы улучшения ПФ, вот несколько рекомендаций от нашего интернет-агентства:

    1. Сделайте хороший сниппет. Title и description должны вызывать желание перейти на страницу. Постарайтесь также выделиться на фоне конкурентов, для этого используйте расширенный сниппет, в него могут входить цены, рейтинг компании, разделы каталога, контактные данные, фавикон и т.д. Чем красивее и информативнее описание, тем выше CTR по сайту в органике.
    2. Исправьте технические ошибки. Отказы можно получить просто из-за того, что на сайте что-то не работает. Например, пользователю может быть выдана ошибка 404. Если она должным образом не оформлена, то количество отказов будет расти. Чтобы этого избежать, поработайте над такой страницей: придумайте креативное оформление, разместите строку поиска и ссылку на главную или карту сайта.
    3. Следите, чтобы содержание документа соответствовало пользовательским интентам (смыслу запросов). Можно сделать классный сниппет, но если люди попадают по нему на нерелевантную страницу, вы получите много отказов.
    4. Работайте над юзабилити. Посетители не станут долго разбираться в навигации сайта. Если она будет запутанной, то просто покинут площадку. Сделайте структуру удобной, логичной и интуитивно понятной, от этого зависят почти все поведенческие.
    5. Оптимизируйте время загрузки. Страницы должны загружаться не более 2-3 минут. Пользователи не любят ждать. Для ускорения уменьшите размеры страниц, снизьте вес картинок и графики, упростите код. Можно использовать технологии Турбо от Яндекса и Google AMP.
    6. Внедрите интерактив. Квиз-тесты, виртуальные туры, онлайн-калькуляторы, чат-боты – всё это поможет задержать посетителей. Только не переборщите: большое количество интерактива может отпугнуть.
    7. Настройте мобильную версию. Сделайте отдельный мобильный сайт или адаптивную вёрстку. Последнее проще и удобнее: не нужно делать двойную работу по SEO.
    8. Публикуйте качественные тексты. Полезный материал, который решает проблему читателя, дольше удержит на сайте и даст повод вернуться снова.
    9. Разработайте приятный оригинальный дизайн. Картинка – это первое, что видят люди, когда заходят на сайт. Оформление должно соответствовать тематике проекта и не быть слишком навязчивым.

Одним словом, улучшайте навигацию, интерфейс и контент. Обязательно проводите аналитику. В Яндекс.Метрике и «Гугл Аналитике» просматривайте данные: время и глубину просмотров, активность посетителей, CTR. С помощью карты поведения (карты кликов) выявляйте слабые места страниц и дорабатывайте их. После внедрения изменений тоже проводите анализ, чтобы оценить эффективность.

Хорошие показатели ПФ улучшат ранжирование сайта – шансы попасть в ТОП вырастут. Но не делайте ставку только на продвижение поведенческими факторами: правильный подбор ключевых слов, построение естественного ссылочного профиля тоже важно. Комплексный подход к раскрутке в сети даст самый лучший результат.

Author avatar
Владислав Скляр

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *