Что такое CMS: назначение, виды, правила выбора

Что такое CMS: назначение, виды, правила выбора

Создать красивый и сложный сайт сейчас под силу даже тем, кто не разбирается в программировании. А всё благодаря CMS. В статье расскажем, что это такое, разберём плюсы и минусы, рассмотрим виды, дадим рекомендации по выбору.

CMS (Content Management System) – это программное обеспечение с набором инструментов для разработки веб-ресурса и управления им. По сути, это уже готовый сайт, который вы дорабатываете под себя. Создание структуры, редактирование контента, добавление иллюстраций, видео, настройка дизайна страниц, установка виджетов – всё это делается простым нажатием кнопок в панели управления, глубокие знания в сфере программирования не обязательны.

Зачем нужна CMS?

Благодаря CMS продвигать бизнес в сети стало проще. Практически каждый самостоятельно может сделать себе сайт, для этого не нужно знать PHP, CSS или JavaScript, не придётся загружать контент на сервер вручную. При этом сделать возможно любой тип интернет-площадки:

  • лендинг;
  • визитку;
  • портфолио;
  • интернет-магазин;
  • сайт услуг;
  • блог;
  • развлекательный ресурс;
  • информационный портал.

Конечно, в функционале и механизмах работы CMS тоже нужно разбираться, тем более что есть довольно сложные движки. Поэтому некоторая техническая подкованность необходима. Но всё равно это намного проще и быстрее, чем работать с кодом, разрабатывая сайт с нуля.

Плюсы и минусы

Главное преимущество CMS мы уже назвали – не нужны глубокие знания в программировании. Но есть другие плюсы:

  1. Готовый дизайн. Выбирайте готовые темы и устанавливайте их, при этом весь контент будет автоматически подстраиваться под выбранный стиль, ничего вручную переделывать не нужно.
  2. Инструменты для SEO продвижения. Можно просматривать статистику, а для улучшения поведенческих факторов – размещать кнопки соцсетей, онлайн-чат, отзывы.
  3. Базовый функционал легко расширить, установив специальные плагины. Их предлагают как сами разработчики платформ, так и сторонние ресурсы. Это галереи изображений, инструменты для создания логотипов, модули для повышения безопасности сайта, его ускорения и т.д.
  4. Наличие инструкций, которые помогут разобраться в принципах работы с CMS. Даже если не найдёте ответ на вопрос у разработчиков, его можно задать на специализированных форумах.
  5. Распределение ролей в управлении ресурсом. Можно закрепить определённые права за администратором, модераторами, авторами контента и т.д.
  6. Экономия. Многие CMS бесплатны, платить нужно только за домен и хостинг. Конечно, есть платные движки, но об этом поговорим чуть позже. Если собираетесь заказывать сайт, то за создание на готовом движке вы заплатите примерно в 3 раза меньше, чем за разработку с нуля.

Недостатки у CMS тоже есть. Во-первых, это некоторая ограниченность: при реализации чего-либо уникального (например, калькулятора с нестандартными параметрами), приходится упираться в рамки кода платформы. Во-вторых, иногда возникают проблемы со скоростью загрузки ресурса. Работу часто замедляет обилие функционала, которым вы возможно и не пользуетесь: невостребованные файлы загружаются впустую и тормозят сайт. В-третьих, отметим, что иногда попадаются плагины низкого качества, особенно среди бесплатных. Это создаёт проблемы в работе ресурса. К тому же бывают «конфликты» между разными расширениями, что тоже приводит к сбоям. В принципе, эти затруднения решаемы, но потребуется время и навыки работы с CMS.

Какие бывают CMS?

На IT рынке представлено большое количество движков для управления сайтом. В каталоге онлайн-издания CMS Magazine их зарегистрировано около 800, рассмотрим наиболее популярные:

  1. WordPress. Самый известный движок, на нём сделано более 26,4% сайтов всего интернета (статистика WordPress и W3Techs).  Огромное количество инструментов, тем, шаблонов, плагинов, виджетов – всё это даёт хорошие возможности для создания качественной площадки и SEO-продвижения. Радует наличие визуальных редакторов: можно быстро и без знания HTML менять содержимое страниц. Удобная админка, файлы редактируются прямо в ней. Функционала много – в меню придётся разбираться, но оно понятное, к тому же есть инструкции. Большой плюс, что «ВордПресс» бесплатный.
  2. 1С-Битрикс. Предназначен в первую очередь для крупных проектов. На этом движке работает интернет-магазин «Евросеть», международная сеть гипермаркетов «Глобус», корпоративная площадка «Газпром Нефть». Серьёзные компании не зря выбирают 1С-Битрикс, ведь это мегафункциональная система, с большими возможностями для масштабирования. Легко адаптируется под требуемые задачи, отличается высокой степенью защиты от хакерских атак. Совместима с бухгалтерским софтом 1C – загрузку и выгрузку можно сделать за 2 клика (хотя иногда требуются дополнительные настройки). Есть бесплатная и платная версии. Сделать сайт на этом движке сложнее, чем, например, на WP, но компания-разработчик проводит бесплатное онлайн-обучение и даже выдаёт сертификаты.
  3. Joomla. Бесплатная CMS с красивыми шаблонами. Входит в ТОП-5 лидеров на мировом рынке. Работает с мультиязычными порталами и отличается гибкой системой настроек для доступа разных категорий пользователей. Начиная с 3 версии сайты на Joomla прекрасно поддаются SEO-продвижению. Платформа постоянно обновляется и улучшается. У неё интуитивно понятный интерфейс, на панели управления отображаются только те инструменты, которые потребуются в работе.
  4. Drupal. Бесплатный движок с хорошей производительностью, выдерживает большие нагрузки на сервер. Достаточно гибкий для внедрения собственных решений, создания оригинальных сайтов, непохожих на другие. Но из-за сложности настроек подходит только для опытных разработчиков.
  5. NetCat. Это платная платформа, но стоимость ниже, чем у 1C-Битрикс, к тому же можно платить только за то, что будет использовано. Стандартный пакет ограничен и годится только для простых сайтов, но, например, тариф EXTRA позволяет создавать сложные, высоконагруженные веб-проекты. Отметим также, что разработчики предусмотрели важные для поисковой оптимизации инструменты: управление тегами и страницей 404, настройка robots.txt.
  6. Magento. Платная CMS с ориентацией на электронную коммерцию. Это масштабируемая расширяемая платформа с огромным потенциалом, позволяет разворачивать крупные интернет-магазины со сложной структурой. Возможно создавать несколько площадок с управлением через одну административную панель. Удобно работать с ценами: снижать стоимость, устраивать акции, делать скидки постоянным покупателям. Есть настройки для выставления оценок, написания отзывов на товары. Но Magento не для новичков: сложно разобраться даже в первоначальных настройках, к тому же платформа не русифицирована.
  7. OpenCart. Ещё один движок для интернет-магазинов, бесплатный и проще, чем Magento. Базового функционала хватает для небольшого проекта. Но для улучшения юзабилити всё равно приходится устанавливать некоторые расширения, например, плагин для быстрого поиска товаров, которого в OpenCart нет. Зато есть возможность интеграции с сервисами доставки и оплаты, удобные отчёты по продажам, просмотрам позиций и т.д.
  8. DataLife Engine (DLE). CMS для информационных, а также развлекательных сайтов. В «коробке» есть необходимый набор для управления блогами, форумами, онлайн-кинотеатрами. Продуманные инструменты для комментариев, опросов, оценок, формирования рейтинга. Разработчики предлагают бесплатную демоверсию, которая позволяет вебмастеру понять, подходит ли движок для проекта. Далее выбирается платный вариант.

Принцип работы у перечисленных платформ похож, но вот по функционалу и направленности они различаются. Какую CMS выбрать, зависит от особенностей проекта.

Правила выбора CMS

При выборе движка учитывайте 4 фактора:

  1. Вид сайта. На наш взгляд, для интернет-магазина подходят 1C-Битрикс, OpenCart, NetCat, Magento, для информационного ресурса – DLE, для лендингов – WordPress.
  2. Масштабность проекта. Для крупного бизнеса, а также если планируется развивать, усложнять сайт, лучше выбрать 1C-Битрикс или Magento. Небольшой интернет-магазин можно сделать на OpenCart.
  3. Профессиональные навыки. Если первый раз создаёте сайт и не владеет навыками веб-разработки, рекомендуем WordPress. Он самый простой. А вот «укротить» Magento и Drupal под силу только профессионалам.
  4. Бюджет. Если он ограничен, то выбирайте бесплатные движки, те же WordPress или Joomla. Но стоит учесть, что платные лучше защищены от взлома, вирусов, чаще обновляются и на них меньше ошибок.

Кстати, WordPress и Joomla считаются универсальными, подходят для решения разных задач. Тем более, что коробочную версию можно «допилить».

Как определить движок чужого сайта?

Если затрудняетесь в выборе CMS, то проанализируйте другие сайты на подобные темы. Посмотрите, на какой платформе сделаны, оцените плюсы и минусы. Определить CMS чужого ресурса можно тремя способами:

  1. С помощью сервисов на сайте Whatcms или Itrack. В специальное поле копируете ссылку на нужный ресурс, нажимаете кнопку «определить».
  2. По мета-тегу generator. В коде страницы найдите тег с приставкой <meta name=”generator” content=, далее идёт название CMS.
  3. В футере сайта. Иногда название платформы упоминается в нижней части страницы.

Если ответственно подойти к выбору CMS, то можно наиболее полно использовать заложенный в ней функционал. Вы получите все инструменты для того, чтобы создать классный сайт, и сможете успешно продвигать его в сети.

Владислав Скляр
Сооснователь агентства и технический директор EXPANS. Развивает и улучшает технологию, разрабатывает и корректирует стратегии, с помощью которых компания приводит клиентов к результату.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Telegram

Viber

Messenger

Зв'яжіться з нами онлайн
Закрити